Что собой представляет СЕО аудит сайта и как его провести самостоятельно?
171
Монетизация любого интернет-проекта напрямую связана с тем, насколько хорошо он воспринимается поисковыми системами. Тут действует простое правило – если портал отвечает требованиям, то будет занимать топовые позиции в выдаче и, соответственно, привлекать больше целевых клиентов, совершающих покупку, подписывающихся на рассылку и т.д.
Если есть проблемы с конверсией и посещаемостью, значит, наступило время проводить SEO аудит сайта, то есть анализировать его текущие позиции и факторы, из-за которых ухудшается ранжирование. Есть два пути – заняться всем самостоятельно или привлечь профессионалов. Второй вариант актуален, прежде всего, для крупного бизнеса, когда требуется работать с большими объемами данных и проводить серьезное сравнение с конкурентами. Когда же речь идет об обычном интернет-магазине, блоге, сайте-визитке или корпоративном портале, вполне реально справиться своими силами. Подробный план действий, представленный ниже, поможет выполнить СЕО аудит быстро и без особых сложностей.
Цели проведения проверки
Прежде чем заниматься анализом, нужно четко понимать, зачем он вам нужен – это позволит более внимательно отнестись к процессу и получить весь спектр необходимых данных. Основными целями СЕО аудита являются:
- изучение нынешних позиций ресурса в списке выдачи поисковиков;
- определение технических ошибок и недоработок контента, мешающих росту трафика;
- выявление областей сайта с не до конца реализованным потенциалом;
- составление списка мероприятий для улучшения показателей ранжирования и посещаемости;
- планирование конкретных действий для оптимизации видимости портала.
Фактически СЕО аудит сайта – особый вид проверки, которая помогает понять, соответствует ли он актуальным поисковым алгоритмам, найти причины снижения притока клиентов и способы исправить ситуацию.
Что необходимо для аудита?
Определившись с задачей, всем, кто планирует заниматься аудитом без привлечения экспертов, предстоит выбрать инструменты, позволяющие дать объективную оценку по тем или иным параметрам. На самом деле нет единого списка для анализа, однако чаще всего пользуются следующими сервисами:
- Topvisor;
- LinkPad;
- Ahrefs;
- Google (Analytics, Search Console и PageSpeed Insights);
- Яндекс.Вебмастер;
- Screaming Frog, Netpeak Spider или Seoto.me;
- браузерный RDS bar;
- Web Page Word Counter;
- SERP Simulator;
- Copyscape.
Чем больше инструментов, тем достоверней будет картина ошибок, но это не значит, что нужно задействовать все. Желательно остановиться на тех, с которыми имели дело раньше или хотя бы имеете представление, как они работают.
Последовательность самостоятельного СЕО аудита
1 этап – Поиск и нейтрализация мусорных страниц, к которым относятся устаревшие версии страниц и пресс-релизы, категории, результаты поисковых запросов, а также страницы с шаблонным или минимальным содержимым (до 50 слов). Для этого нужно указать в поисковой строке Google site:адрес ресурса.com (или другой домен). В среднем показатели вполовину больше, чем ожидают владельцы, соответственно, для демонстрации качественных страниц всё лишнее следует удалить. Дополнительным плюсом станет уменьшение времени и усилий на дальнейшую проверку.
2 этап – Подтверждение индексации Гуглом одной версии сайта. Не всем известно, что без правильно настроенного редиректа поисковая система распознает существующие версии как разные порталы, перенаправляя пользователя «не туда». Отследить данный момент предельно просто, запустив в адресной строке ресурс в разных форматах наименования (http://site.com, https://site.com, http://www.site.com и https://www.site.com). При выявлении нарушений просто нужно сделать 301-редирект на выбранную версию.
3 этап – Увеличение скорости загрузки, что особенно важно для поисковиков. Чтобы обеспечить быстродействие, сначала нужно проверить HTML-код через PageSpeed Insights, определить текущие показатели запуска и сжать картинки. Немаловажную роль играет и хостинг – чем дороже вы платите, тем лучшие скоростные показатели.
4 этап – Диагностика проблем с индексацией с помощью Search Console. Для этого потребуется открыть отчет Index Coverage со списком не проиндексированных страничек.
5 этап – Отслеживание органического трафика. Тут вам понадобится Google Analytics, где нужно найти вкладку «Каналы», которая находится в подразделе «Весь трафик» раздела «Источники трафика» в навигационной панели слева. Нажав на Organic search, вы сможете просмотреть динамику притока посетителей за определенный период.
6 этап – Проработка внутренней поисковой оптимизации. Без нее не обходится ни один SEO аудит сайта, причем совсем необязательно анализировать каждую страницу – хватит мониторинга главных пяти страниц. Наиболее простыми способами улучшения позиций является добавление ключевиков в первые 100 слов, а также ставку внутренних и внешних ссылок (не менее пяти) и LSI.
7 этап – Проверка бэклинков, которые серьезно влияют на позиции в поисковой выдаче. Тут пригодятся сервисы наподобие Ahrefs или Majestic, которые выдадут подробный отчет, где особого внимания заслуживают авторитетность доменного имени, referring domains и так называемые токсичные ссылки (спама в анкорном тексте быть не должно).
8 этап – Удаление битых ссылок. Отыскать их легко в отчете Index Coverage, который есть в Google Search Console.
9 этап – Анализ конкурентной среды. Поскольку одна из причин провести SEO аудит – стать лучше конкурентов, естественно, что сначала нужно провести мониторинг ресурсов со схожей направленностью. Удобнее всего пользоваться Ahrefs или SEMRush, причем учитывать нужно не только технические моменты, но и особенности контента.
10 этап – Сглаживание архитектуры сайта, что необходимо для улучшения индексации. Сделать структуру программной части страниц соответствующей дизайну и внутренней навигации без профессиональных знаний будет сложно, но, потратившись на услуги специалиста, вы сможете быть уверенными, что клиенты смогут найти нужный раздел максимум в три клика.
11 этап – Удаление метатегов-дублеров с помощью все той же Google Search Console, где в разделе «Вид в поиске» необходимо выбрать подраздел «Оптимизация HTML», чтобы получить список «проблемных» тайтлов, дескрипшенов и т.д.
Дополнительные мероприятия
Кроме перечисленного не лишним будет:
- протестировать ресурс на дружелюбность к мобильным устройствам;
- позаботиться о микроразметке для обозначения тематических блоков и настроить Open Graph;
- провести проверку с помощью Google Web Toolkit и Яндекс Вебмастер.
Подводим итоги
Самостоятельный технический аудит сайта и контента может стать отличным решением, если нет возможности обращаться к специалистам, но есть желание улучшить ранжирование и обеспечить рост посещаемости и продаж. Чтобы все прошло успешно, следуйте представленной выше инструкции и предварительно ознакомьтесь с функционалом тех инструментов, которые будете использовать. Что касается затраченного времени, то все зависит от тщательности проверки, например, если рассматривать детально все аспекты, то потребуется 1-2 дня, а базовый анализ удастся сделать за несколько часов. Спешить однозначно не стоит, ведь от точности результатов зависит трафик и конверсия. Желаем удачи!